Уровень жизнипредставляет собой
интегральную характеристику степени
удовлетворения материальных и духовных
потребностей населения страны,
агрегированную из многообразных
параметрических индикаторов –
показателей: среднедушевой фонд
потребления, реальные доходы, объемы
натурального потребления важнейших
продуктов, обеспеченность жильем,
коммунальными и социальными услугами,
транспортом и связью, развитие систем
здравоохранения, образования, социального
обеспечения.
По международным нормам и стандартам
уровень жизни должен учитывать:
Все вышеприведенные оценочные измерители
можно сгруппировать в три блока:
уровень материального благосостояния,
фонд свободного времени и мера совершенства
социальной инфраструктуры для духовного
возвышения личности человека.
Близким по содержанию к категории
«уровень жизни является понятие «качество
жизни». Качество жизниоценивается
по совокупности индикаторов:
Основным измерителем уровня жизни
служит потребительская корзина–
полный набор потребительских (материальных
и духовных) благ и услуг, необходимых
для удовлетворения потребностей
среднестатистической семьи, обеспечивающих
ее жизнедеятельность.
Потребительская корзина включает три
компонента: продукты, непродовольственные
товары и услуги. Базовым компонентом
ее являетсяпродуктовая корзина,
которая по международным методикам
должна составлять 1/3 совокупных расходов
потребителей. Граница бедности
определяется как утроенная сумма
расходов на питание
Потребительская корзина служит основой
определения прожиточного минимума,
который складывается из величины
продовольственной корзины, корзины
непродовольственных товаров и услуг,
а также включает налоги и обязательные
платежи.
Индекс человеческого развития (ИЧР),называемый иногда иначе – индексом
развития человеческого потенциала
(ИРЧП) – специальный индекс. Он
рассчитывается по методике Программы
развития (ПР) ООН с 1990 г. путем обобщения
сопоставимых данных, получаемых от
статистических органов различных стран. Состав показателей ИЧР включает:
Таким образом, индекс человеческого
развития, учитывающий три стороны
качества жизни населения – доходы,
грамотность и продолжительность
предстоящей жизни, дает композитную
(многоаспектную) оценку человеческого
прогресса.
В области доходов в качестве пороговой
величины используется среднее мировое
значение ВВП на душу населения. Индекс
образования определяется как грамотность
населения с учетом среднего числа лет
обучения.
В 1994 г. мировой итог индекса человеческого
развития, рассчитанного по методике ПР
ООН, составил 0,764, в т.ч. по промышленно
развитым странам – 0,911 и по развивающимся
странам – 0,576. Россия с индексом 0,792
возглавляла список стран со средним
уровнем развития. В 1998 г ИЧР по России
составлял 0,780.
Согласно принятой Программой развития
ООН градации, страны с ИЧР менее 0,5 имеют
низкий уровень человеческого развития;
0,5-0,8 средний уровень; свыше 0,8 – высокий
уровень.
Соседние файлы в папке Экономика ЗА, 6,7сем
Национальное
богатство является той средой, где
создаются необходимые условия для
благополучной в материальном отношении
жизни людей, где формируется и
поддерживается уровень жизни населения
(благосостояние). Под уровнем жизни
населения в статистике понимается
обеспеченность населения теми благами
и услугами, которые необходимы и
достаточны для удовлетворения как
жизненно важных материальных потребностей
людей (питание, одежда, жилище, предметы
культуры и быта), так и социально-культурных
(труд, занятость, досуг, здоровье,
образование, природная среда обитания
и т.д.).
В
денежном выражении вся данная совокупность
благ и услуг, фактически потребляемых
в течение данного времени в домохозяйстве,
представляет собой стоимость жизни.
В
статистике выделяют следующие виды
уровня жизни:
Чтобы
получить всю совокупность характеристик
по уровню жизни, исследуются все
статистические совокупности:
В
мировой практике накоплен определенный
опыт по комплексному исследованию
уровня жизни населения по основным
социально-экономическим показателям,
из которых можно выделить следующие:
Информационными
источниками для построения системы
показателей по уровню жизни населения
являются данные из материалов различных
разделов государственной статистики
(демографической, статистики труда,
статистики цен, социальной статистики),
материалы выборочных обследований
бюджетов домохозяйств, материалы
переписи населения.
Показатель
человеческого развития, который
объединяет три показателя — ВВП (валовой
внутренний продукт), грамотность и
продолжительность жизни.
Индекс
был разработан в 1990 г. пакистанским
экономистом Махбубом уль-Хаком и начал
использовался с 1993 г. О ОН в ежегодном
отчёте по развитию человеческого
потенциала.
Кроме
общего рассчитывается индекс человеческого
развития для мужчин и женщин, различных
этнических и социальных групп, а так же
географических регионов.
При
подсчёте индекса учитываются 3 вида
показателей:
Средняя
продолжительность предстоящей жизни
при рождении
— оценивает долголетие.
Уровень
образования (грамотности),
определяется комбинацией двух показателей
— грамотности взрослого населения и
охвата населения тремя ступенями
образования (начальным, средним и
высшим);
Материальный
уровень жизни,
оценивается величиной реального ВВП
на душу населения, т.е. величиной,
переведенной в доллары с помощью паритета
покупательной способности. В области
доходов в качестве пороговой величины
используется среднее мировое значение
ВВП на душу населения.
Индекс
отражает достижения каждой данной
страны в обеспечении этих трех важнейших
аспектов человеческого благополучия.
Достижения
в каждой из этих трех областей сначала
оцениваются в процентах от некой
идеальной, ни в одной стране еще не
достигнутой ситуации:
Затем
вычисляется простое среднее из этих
трех индексов.
1. Индекс
ожидаемой продолжительности жизни —
фиксированные значения (определенные
Программой развития ООН):
максимальное
— 85 лет
минимальное — 25 лет
2.
Индекс грамотности (15 лет и старше)
максимальное
— 100%
минимальное — 0%
3.
Индекс совокупной доли учащихся в
численности населения соответствующей
возрастной группы населения (6-24 года),
охват % образованием:
4. Совокупный
индекс достигнутого уровня образования:
5. Индекс
реального ВВП на душу населения (по ППС
в долл. С ША):
максимальное
— 40000 долл. по ППС
минимальное — 100 долл.
по ППС
6. Индекс
развития человеческого потенциала
Максимально
возможное значение ИРЧП — 1, минимальное
— 0.
Индекс
развития человеческого потенциала
равный 1, будет иметь страна, в которой
средняя продолжительность жизни равна
85 годам (это фиксированный верхний порог
для всех стран), ВВП на душу населения
(по паритету покупательной способности)
равен 40000 долларам США (это также
фиксированный верхний предел для всех
стран), в которой 100% населения являются
грамотными, а все, кто достиг соответствующего
возраста, посещают начальную или среднюю
школу, учатся в высшем или среднем
учебном заведении (это также изначально
неизменный индикатор для всех стран).
Ближе всего сегодня к этому показателю
находится Норвегия, ИРЧП которой равен
0,944.
Индекс
развития человеческого потенциала
равный 0, будет иметь страна, в которой
средняя продолжительность жизни равна
25 годам (это установленный фиксированный
нижний уровень), ВВП на душу населения
(по паритету покупательной способности)
равен 100 долларам США (это также
фиксированный нижний предел для всех
стран), в которой 100% населения неграмотны
и никто не получает никакого образования.
Ближе всего к этой крайности находится
сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен
0,275.
Для
глобальных отчетов статистика собирается
из трех основных источников — отдела
народонаселения ООН, статистического
института ЮНЕСКО и Всемирного банка.
Самая первичная информация берется из
национальных источников статистики.
Затем
вычисляется простое среднее из этих
трех индексов.
Альтернативным
индексом является Индекс бедности —
служит для оценки качества жизни
населения в какой-либо стране. Он
рассчитывается по трем основным
показателям: ожидаемая продолжительность
жизни, уровень образованности населения,
уровень реальных доходов населения.
Ежегодно
Программа развития ООН издает «Доклад
о развитии человека», освещающий этот
вопрос в мировом масштабе. В России с
1995 г. издается «Доклад о развитии
человеческого потенциала в Российской
Федерации».
Индекс
человеческого развития меньше 0,5 принято
считать «низким развитием», больше
0,8 принято считать «высоким развитием».
Недостатком
показателя индекса человеческого
развития является невозможность судить
по его величине об относительной важности
составляющих его элементов, о том,
например, по какой именно причине та
или иная страна изменила свое положение
в общем списке — по причине изменения
уровня душевого дохода или, например,
уровня грамотности населения.
Место,
занимаемое той или иной страной мира,
по данному показателю может существенно
отличается от ее места в списке стран,
распределенных по величине ВВП на душу
населения. Это свидетельствует о том,
что в разных странах результаты
экономического роста преобразуются в
рост благосостояния их населения с
неодинаковым успехом.
Индекс человеческого развития
Показатель человеческого развития, который объединяет три показателя — ВВП (валовой внутренний продукт), грамотность и продолжительность жизни.
Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и начал использовался с 1993 г. О ОН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.
Кроме общего рассчитывается индекс человеческого развития для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, а так же географических регионов.
При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей:
Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении — оценивает долголетие.
Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей — грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);
Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.
Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия.
Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:
1. Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
2. Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;
3. Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.
Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни — фиксированные значения (определенные Программой развития ООН):
максимальное — 85 лет минимальное — 25 лет
2. Индекс грамотности (15 лет и старше)
максимальное — 100% минимальное — 0%
3. Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охват % образованием:
4. Совокупный индекс достигнутого уровня образования:
5. Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. С ША):
максимальное — 40000 долл. по ППС минимальное — 100 долл. по ППС
6. Индекс развития человеческого потенциала
Максимально возможное значение ИРЧП — 1, минимальное — 0.
Индекс развития человеческого потенциала равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США (это также фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех стран). Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.
Индекс развития человеческого потенциала равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам (это установленный фиксированный нижний уровень), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США (это также фиксированный нижний предел для всех стран), в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.
Для глобальных отчетов статистика собирается из трех основных источников — отдела народонаселения ООН, статистического института ЮНЕСКО и Всемирного банка. Самая первичная информация берется из национальных источников статистики.
Альтернативным индексом является Индекс бедности — служит для оценки качества жизни населения в какой-либо стране. Он рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения.
Ежегодно Программа развития ООН издает «Доклад о развитии человека», освещающий этот вопрос в мировом масштабе. В России с 1995 г. издается «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации».
Индекс человеческого развития меньше 0,5 принято считать «низким развитием», больше 0,8 принято считать «высоким развитием».
Недостатком показателя индекса человеческого развития является невозможность судить по его величине об относительной важности составляющих его элементов, о том, например, по какой именно причине та или иная страна изменила свое положение в общем списке — по причине изменения уровня душевого дохода или, например, уровня грамотности населения.
Место, занимаемое той или иной страной мира, по данному показателю может существенно отличается от ее места в списке стран, распределенных по величине ВВП на душу населения. Это свидетельствует о том, что в разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост благосостояния их населения с неодинаковым успехом.
Вопрос 6. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени. Классификация затрат рабочего времени.
Цели и объекты исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени. Для научно-организационного труда и установления технически обоснованных норм в производстве необходимо изучить содержание работы и затраты времени на её выполнение рабочим и оборудованием. Это изучение позволяет:
Объектами исследования затрат рабочего времени могут быть все виды затрат и потерь рабочего времени с выделением элементов операций и оперативного времени; подготовительно-заключительное время*; время работы по обслуживанию рабочих мест; отдельные виды потерь рабочего времени; время на выполнение отдельных элементов операций.
Методы исследования трудового процесса разделяют на две группы: однофакторные, при которых изучается и фиксируется один показатель (например, время), и многофакторные (комплексные), при которых изучается и фиксируется не один, а целый ряд производственных показателей, непосредственно связанных с изученным процессом. Например, при изучении трудового процесса бригады фиксируется качество продукции, занятость каждого члена бригады, степень использования оборудования. Такое комплексное изучение затрат рабочего времени является одним из основных средств выявления и использования резервов роста производительности труда за счет дальнейшего уплотнения рабочего дня, лучшего использования техники, совершенствования технологии, организации труда и производства.
В зависимости от целей и техники проведения наблюдения различают следующие основные методы: фотография рабочего времени*, метод моментных наблюдений, хронометраж*.
Классификация методов изучения затрат рабочего времени наблюдением представлена на рис. 8.2.
Классификация затрат рабочего времени. Назначение классификации затрат рабочего времени состоит в такой их группировке, которая позволяет объективно анализировать целесообразность использования рабочего времени по отношению к исполнению, оборудованию и производственному процессу.
По отношению к исполнителю все затраты рабочего времени могут быть сгруппированы так, чтобы выявить не только загруженность, но и характер занятости исполнителя в течение рабочего дня. По этой классификации рабочее время разделяется на время работы и время перерывов.
Время работы складывается из времени, идущего на выполнение производственного задания, а также на выполнение работ, не обусловленных заданием (излишнее время). Время работы, связанное с выполнением производственного задания, делится на подготовительно-заключительное* оперативное (основное*плюс вспомогательное*) и время обслуживания рабочего места* (техническое* и организационное*). Перерывы в работе могут быть двух видов: регламентированные (необходимые) и нерегламентированные (лишние).
К подготовительно-заключительному времени относится время, необходимое для ознакомления с предстоящей работой, подготовки к ней и завершение ее. Это время затрачивается однажды на всю партию обрабатываемых деталей или один раз на весь рабочий день. Доля затрат этого времени зависит от типа производства и характера выполняемой работы. Наибольшей величины оно достигает в условиях единичного производства, где частая сменяемость работ (деталеопераций) на рабочих местах. В массовом производстве подготовительно-заключительное время составляет малую величину.
Основное (технологическое) время представляет собой то время, в течение которого непосредственно осуществляется технологический процесс.
Вспомогательное время затрачивается на действия, связанные с подготовкой к основной (технологической) работе. Например: время установки и съема изделия, подвод и отвод инструмента, пуск и останов механизма, выборочные промеры изделия, проверка технологических режимов и др.
Время обслуживания рабочего места — это время, которое должно затрачиваться рабочим на уход за рабочим местом (механизмом, инструментом, приспособлением) на протяжении данной конкретной работы и рабочей смены.
Рис. 8.2. Классификация методов изучения затрат рабочего времени наблюдением.
Время технического обслуживания рабочего места * затрачивается на смену инструмента, на регулировку и подналадку механизма в процессе работы, на правку инструмента и тому подобные действия рабочего, связанные с уходом за рабочим местом на протяжении определенной заданной работы.
Время организационного обслуживания * рабочего места охватывает затраты времени рабочего по уходу за рабочим местом на протяжении рабочей смены (раскладка и уборка инструмента в начале и конце смены, смазка и чистка механизма, уборка рабочего места).
Время регламентированных перерывов складывается из времени на отдых и личные надобности, а также перерывов, обусловленных организационно-технологическими особенностями процесса.
Не регламентируемые перерывы в работе имеют место в основном из-за организационных или производственно-технических неполадок, вследствие нарушения трудовой дисциплины.
Классификация затрат рабочего времени рабочих представлена на рис. 8.3., руководителей и специалистов на рис. 8.4.
Рис. 8.3. Классификация затрат рабочего времени рабочих.
Вопрос 7. Потребительская корзина как социально-экономическая категория, ее структура и назначение.
Потребительская корзина — набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека.
В состав потребительской корзины включается следующий минимальный сбалансированный набор товаров и услуг:
одежда, белье, обувь;
предметы хозяйственного обихода и культурно-бытового назначения;
предметы санитарии и гигиены, лекарства;
транспортные услуги, связь;
услуги детских дошкольных учреждений.
При формировании продовольственной корзины используются научно обоснованные нормы физиологических (основных) потребностей социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания.
При формировании набора непродовольственных товаров в составе потребительской корзины предусматривается удовлетворение минимальных (основных) потребностей социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта.
При формировании набора услуг в составе потребительской корзины предусматривается удовлетворение минимальных потребностей населения в жилищно-коммунальных и бытовых услугах, средствах передвижения и связи.
Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 407 наименований товаров и услуг.
прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Преимущества ИРЧП
Для России свойственна несинзронность развития отдельных показателей индекса. Это зарактерно для стран с переходной экономикой и стран догоняющего развития
Особенности ИРЧП в России
Россия является страной с переходной экономикой, поэтому в этом индексе наблюдается сильный дисбаланс
Две важнейшие особенности ИРЧП в России:
1) Только три субъекта РФ (Москва, Тюменская область и Татарстан) входят в число развитых по величине индекса (показатель более 0.800 по мировой классификации)
2) Только 13 регионов страны имеют показатели регионального индекса выше среднероссийских, среди них преобладают ведущие экспортные регионы
3) В России сохраняется устойчивая тенденция у увеличению числа регионов с показателями ИРЧП ниже российского
4) Помимо полярных групп для России характерна большая «срединная» группа. Большинство регионов, входящих в неё имеет ряд показателей несколько ниже среднероссийского
5) В значительной мере региональная дифференциация индексов ИРЧП обусловлена индексом доходов, то есть резким различием в доходах населения страны
6) Дифференциация доходов обусловлена такими факторами как усиление центра периферийных различий и рост столичного статуса, улучшение экономической конъюнктуры для экспортных, особенно нефтедобывающих регионов
7) Влияние двух остальных показателей индекса (долголетие и уровень образования) на региональное значение индексов и их отличие от общероссийского более противоречиво
8) Территориальная дифференциация продолжительности жизни зависит от разнонаправленных факторов: а) природно-климатических условий (продолжительность жизни в России сокращается в направлении с юго-запада на северо-восток), б) распространенность асоциальных явлений (например, в мусульманских республиках северного Кавказа алкоголизм не является распространенным, соответственно не влияет на продолжительность жизни), в) уровень социально-экономического развития (например, продолжительность жизни в Москве и Санкт-Петербурге выше, чем в их областях примерно на 3-5 лет)
Воздействие негативных факторов (обнищание, плохое питание и медицинское обслуживание) не имеет четких региональных границ, а значит, и пространственных закономерностей
Индекс образования в РФ имеет четкую региональную специфику. Он выше в городах и регионах с высокой концентрацией вузов (невысокие показатели у северных и южных аграрных регионов). Установлено, что образование влияет на продолжительность жизни. Каждый дополнительный год обучения снижает смертность на 9% у мужчин и на 7 % у женщин. Повышение длительности обучения способствует росту человеческого капитала, позволяет повысить уровень доходов, что способствует увеличению продолжительности жизни
1) Только 6 регионов в России являются лидерами по всем 3-м показателям – Москва, Татарстан, Башкирия, Самарская, Белгородская и Липецкая области
2) 40% регионов имеют показатели доходов хуже, чем остальные (центр и юг европейской России)
3) 10% регионов – ведущие сырьевые экспортеры. Индекс доходов превышает остальные показатели
4) Ряд регионов (северо-запад) отличается более высоким уровнем образования на фоне отставания остальных показателей
5) Ряд регионов имеет дисбаланс из-за низкой продолжительности жизни (Хабаровский край, Иркутская область, Кемеровская область)
Общий вывод: таким образом на основе региональных индексов можно выделить 3 группы регионов. 10-12 лидеров + 15 аутсайдеров + большая срединная группа
На основе региональных ИРЧП можно провести типологизацию регионов России, выявить их основные проблемы и причины, их порождающие:
1) В экспортных ресурсных регионах очевидны проблемы здоровья и образования (Мурманская область, Краснодарский край)
2) В староосвоенном центре отстающими компонентами являются доходы и здоровье (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Московская область)
3) В южных регионах проблемы в основном концентрируются на доходах (Ставрополье, Тамбовская область)
4) Слаборазвитые восточные округа и республики проблемны по всем компонентам (Ингушетия, Дагестан, Приморский край, Сахалин, Тыва, Бурятия)
Качество жизни – является еще одним важнейшим интегральным показателем развития социальной сферы. Этот показатель не имеет общепризнанной формализованной структуры и пригодного для любых сопоставлений набора индикаторов. В его характеристиках отражаются уровень, условия и качество жизни населения. Для оценки качества жизни могут использоваться различные наборы показателей
Кризисный индекса качества жизни включает в себя следующие показатели:
Полный индекс качества жизни – в нем используется максимальный список:
Каждый из 7-ми показателей в свою очередь является системой показателей, включающей несколько компонентов
Основные характеристики этих системных показателей:
1) Душевые денежные доходы (здесь рассматривается и стоимость жизни в регионе)(но номинальные денежные доходы (уровень зарплаты) не являются показателем уровня жизни)
2) Отношение душевых доходов к прожиточному минимуму
3) Душевые денежные доходы с учетом коэффициента стоимости жизни в регионе
Прожиточный минимум является основой системы социальных стандартов (минимальные зарплаты, пенсии). Он означает границу, ниже которой наступает бедность. В РФ прожиточный минимум исчисляется на основе потребительской корзины, то есть перечня благ, минимально необходимых для жизнедеятельности человека. Но прожиточный минимум определяется субъективно и содержит далеко не полный перечень (или набор потребностей) и предусматривает крайне ограниченный объем их удовлетворения (особенно по непродовольственным товарам)
В России показатели прожиточного минимума сильно политизированы. Если размеры прожиточного минимума не пересматриваются, а стоимость жизни и доходы растут, то искусственно снижается уровень бедности, хотя реальная бедность будет значительно превышать номинальную показатели прожиточного минимума должны определяться не статичными нормативами, а динамикой среднего уровня жизни, среднедушевого дохода как на Западе (в США, Великобритании, Германии прожиточный минимум – это 40% от среднедушевого дохода, в Италии, Франции, Испании – 50%)
Манипулирование показателями прожиточного минимума свидетельствует о недостатках социального управления и попытках скрыть реальное состояние социальных проблем
1) Уровень занятости экономически активного населения
2) Уровень общей безработицы
3) Уровень зарегистрированной безработицы
4) Уровень длительной безработицы (свыше 12 месяцев)
1) Оценка состояния здоровья через демографические показатели долголетия и смертности (особенно младенческой и женской), которые по сути синтезируют многие аспекты качества жизни и её условий. По большинству показателей здоровья Россия существенно отстает от развитых стран
2) Выделение наиболее социально значимых заболеваний (туберкулез, СПИД и т.д.) и уровня заболеваемости ими. Россия отстает от развитых стран приблизительно в два раза. Наиболее благополучная ситуация в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре. Наименее благополучная в Тыве
3) В России устойчивая тенденция роста социально опасных заболеваний, их статистический учет крайне неразвит (проблема туберкулеза характерна для востока страны, где в основном концентрируются пенитенциарные учреждения; районы России со значительной концентрацией мигрантов: юг Тюмени, Астраханский край, Тюменская область)
4) Проблема распространения СПИДа в России наиболее остро стоит в пограничных районах (Калининград, портовые города Краснодарского края, в крупных агломерациях (Москва, Санкт-Петербург, Свердловск) и регионах с высокими доходами населения
1) Уровень образования взрослого населения
2) Численность студентов на 10 000 населения
3) Суммарное число учащихся в школах, вузах, колледжах, профессиональных училищах
4) Охват обучения детей, молодежи в возрасте 6-23 лет
5) Охват детей дошкольного воспитания
Эти показатели имеют ряд недостатков из-за уровня урбанизации и традиций
1) Обеспеченность врачами на 10 000 населения
2) Уровень благоустройства жилого фонда
3) Обеспеченность жильем (очень противоречивый в России показатель)
4) Доступность коммуникаций (обеспеченность стационарными телефонами на 100 семей или 1 000 жителей)
5) Уровень социальных расходов местных бюджетов (на душу населения)
1) Состояние окружающей среды (выбросы в атмосферу, сброс сточных вод). Методики расчетов в России крайне несовершенны
2) Состояние безопасности социальной среды (отражает уровень преступности). Статистика специфическая и неточная
Общий грандиозный вывод: все показатели, входящие в систему индикаторов качества жизни взаимозависимы, но степень их изменчивости различна. Так показатели доходов и бедности очень зависят от экономической конъюнктуры. Общего тренда динамики показателей качества жизни не существует. Показатели кризисного индекса более динамичны и сильнее реагируют на социально экономические изменения
В начале 90-х гг. концентрация внимания на человеке стала
«соперничать» с ориентацией исследований на рост доходов. Кроме доходов существуют иные цели развития человеческого потенциала:
получение образования, долголетие, участие в политической жизни и т.д.
ВВП не дает оценку этим сторонам развития человеческого потенциала,
так как они не всегда отражены в Системе национальных счетов (СНС).
Согласно концепции экспертов ПРООН развитие человеческого потенциала представляет собой процесс расширения возможностей для выбора личности и достижение повышения уровня благосостояния людей.
Расширение имеющегося у населения выбора или возможностей его использования достаточно велико (практически безгранично). Поэтому в рамках данного подхода наибольшее внимание уделяется основным возможностям, при отсутствии которых люди лишаются многих жизненных перспектив: вести долгую и здоровую жизнь, приобретать знание, доступ к ресурсам, требуемым для поддержания уровня жизни.
Концептуальная схема развития человеческого потенциала построена на следующих четырех главных элементах:
Продуктивность. Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в формировании дохода и получать денежное вознаграждение за свой труд. Поэтому для развития человека необходимы экономический рост и динамика занятости и заработной платы.
Равенство. Всем людям следует предоставлять изначально равные возможности.
Устойчивость. Доступ к возможностям надо обеспечивать не только нынешним, но и будущим поколениям. Здесь предусматривается справедливое распределение возможностей развития между поколениями и внутри каждого поколения.
Расширение возможностей. Это означает повышение ответственности людей за судьбы своей семьи, страны и человечества в целом.
Как отражение концепции ПРООН и был предложен в 1990 г. индекс развития человеческого потенциала – ИРЧП, отражающий три ведущих фактора жизни:
Каждому из факторов присущ определенный набор показателей, и в обобщенном виде он представляет собой компоненту ИРЧП. Причем компонента дохода используется как косвенная характеристика возможностей, не получающих отражение в двух других компонентах индекса. Она оценивается показателем ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности валют.
Долголетие представляет собой способность личности прожить долгую и здоровую жизнь, измеряемую показателем ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении, определяемым по демографическим таблицам смертности.
Уровень образования характеризуется следующими показателями:
грамотностью взрослого населения, охватом молодежи обучением в учебных заведениях. На основе данных показателей определяются индекс грамотности взрослого населения и совокупный индекс числа поступивших в учебные заведения, которые дают обобщающую оценку достигнутого уровня образования как компоненту ИРЧП.
Для любой компоненты обобщенного ИРЧП рассчитываются отдельные индексы (индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекс достигнутого уровня образования, индекс ВВП на душу населения).
включающий три показателя.
— индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении,
— индекс достигнутого уровня образования,
— индекс реального ВВП в расчете на душу населения.
Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:
— индекс грамотности среди взрослого населения (от 15 лет и старше) весом 2/3,
— индекс совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (для лиц моложе 24 лет) весом 1/3,
=0, = 100%.
Индекс реального ВВП на душу населения:
(ППС – паритет покупательской способности, долл. С ША),
— величина реального ВВП на душу населения в долл. С ША по ППС.
При определении индекса продолжительности предстоящей жизни в качестве максимального значения принят возраст 85 лет, минимального —
25 лет, для индекса уровня образования населения соответственно — 0 и
100%, для индекса среднедушевого реального ВВП — 100 долл. по паритету покупательной способности (ППС) и 40 000 долл. П ПС.
На основе данной формулы показатели, составляющие ИРЧП,
сводятся к относительные уровням (нормализуются перед усреднением),
что приводит их к единой шкале измерений.
Таким образом, ИРЧП включает три компоненты и определяется по формуле простой средней арифметической из трех индексов, что свидетельствует о равенстве составляющих для характеристики развития человеческого потенциала.
Величина индекса изменяется от 0 до 1, при этом, чем ближе она к 1,
тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране к достижению социально значимых ориентиров.
Страны, для которых значение ИРЧП больше 0,8, относятся к группе стран с высоким уровнем развития. К группе стран со средним уровнем относятся те, для которых ИРЧП изменяется в пределах от 0,5 до 0,8, а к категории с низким уровнем развития принадлежат государства, имеющие ИРЧП менее 0,5.
Отчёты запаздывают на два года. Так, отчёт 2007 года отражает данные 2005 года, отчёт 2006 года — данные 2004 года.
статистики. Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.
Ежегодно Программа развития ООН издает «Доклад о развитии человека», освещающий этот вопрос в мировом масштабе. В России с
1995г. издается «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации». Недостатком ИРЧП является невозможность судить по его величине об относительной важности составляющих его элементов, о том, например, по какой именно причине та или иная страна изменила свое положение в общем списке — по причине изменения уровня
распределенных по величине ВВП на душу населения. Это говорит о том,
Согласно оценкам ПРООН в 2007 г. рейтинг по уровню развития
человеческого потенциала впервые возглавила Исландия, сместив бессменного лидера – Норвегию – на второе место (таблица 5.1).
За ними следуют Австралия, Канада, Ирландия, Швеция,
Швейцария, Япония, Нидерланды, Франция. С ША занимает двенадцатую строчку. Россия по этому показателю занимает 67 место из-за высокой смертности. Каждый год мы теряем 600-800 тысяч человек, это приблизительно равно населению такого города, как Владивосток.
анализ ООН включены статистические данные 175 стран. При этом
список не вошли 17 государств, в том числе Афганистан, Ирак и Сомали,
из-за недостатка достоверных данных.
Россия занимает 67 место в списке с индексом ИРЧП = 0,802 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2007 год хуже, чем в Белоруссии и прибалтийских республиках).
Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности.
В 1992 г. Россия занимала 52 место, 1995 г. — 114, в 2004 г. — 57 , в
2005 г. — 62 с индексом 0,795 , в 2006 г. — 65 с индексом 0,797 , в 2007 г. — 67
место с индексом 0,802. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2007 г. на самом деле относятся к 2005 г.
От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и очень высоким уровнем образования. Таким образом, главным фактором, мешающим России поднять свой ИРЧП,
является низкая продолжительность жизни.
Методика расчета ИРЧП постоянно совершенствуется ПРООН и дифференцируется по группам стран с разным уровнем развития.
Данный показатель рассчитывался для России в целом, но в связи с многообразием региональных различий и совершенствованием региональной статистики появилась возможность использования данной методики для определения интегрального показателя уровня жизни по субъектам РФ. Впервые такие расчеты были проведены в 1998 г.
Результаты свидетельствуют о значительном разнообразии и
дифференциации социального и экономического развития регионов России.
Большинство регионов имеют средний уровень как экономического,
так и социального развития.
Вместе с тем 12 регионов в 2006 г. имели высокий уровень экономического и социального развития: Москва – 0,907; Тюменская область – 0,888; С-Петербург – 0,848; Республика Татарстан – 0,834;
Томская область – 0,815; Белгородская область 0,812; Липецкая область –
0,809; Красноярский край – 0,807; Республика Башкортостан – 0,805;
Самарская область – 0,803; Свердловская область – 0,802; Свердловская область – 0,802 и Вологодская область – 0,800.
Аутсайдерами как по экономическому, так и по социальному развитию являются Северо-Кавказские республики, Республика Тыва и др.
Сравнение индекса регионов и стран условно, но очень показательно для России. Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область
– с Венгрией и Польшей, Санкт — Петербург и Татарстан – с Болгарией, при этом вторая столица заметно уступает странам Балтии. Слабейшие регионы России (республики Тыва и Ингушетия) сопоставимы с Монголией, Гватемалой и Таджикистаном. Огромный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала замедляет развитие всей страны.
Рассмотренные факторы развития человеческого потенциала не раскрывают всю полноту, глубину и качество этого важного показателя, но представляют собой первые попытки измерения и сопоставления возможностей для реализации потенциала личности. И РЧП позволяет ранжировать не только страны, но и регионы по уровню социально-
экономического развития, оценивать его динамику, сопоставлять достижения. И РЧП может использоваться для определения желательных масштабов финансирования программ развития человеческого потенциала на национальном и региональном уровнях.
В чем сущность понятия «уровень жизни населения»?
Что такое качество жизни населения?
Какие четыре уровня жизни населения вы знаете?
Что понимается под благосостоянием населения?
Перечислите социальные нормативы и потребности.
Назовите основные компоненты системы показателей уровня жизни населения.
Какие обобщающие показатели уровня жизни населения вы знаете?
Каковы составляющие индикатора напряженности?
Как рассчитывается индекс развития человеческого потенциала
В каких измерителях при оценке индекса развития человеческого потенциала используется ВВП?
На каких элементах построена концептуальная схема развития человеческого потенциала?
По какой методике рассчитывается индекс ожидаемой продолжительности жизни?
Как рассчитывается индекс достигнутого уровня образования?
По какой методике рассчитывается индекс реального ВВП на душу населения?
Каковы недостатки показателя индекса человеческого развития?
Рассчитать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) на примере двух стран: Германии (промышленно развитой страны) и Китая
Таблица 5.2 Исходные данные для расчета ИРЧП
Индекс ожидаемой продолжительности жизни:
Германия = (77,2 – 25) / (85 – 25) = 52,2 / 60 = 0,870;
Китай = (69,8 – 25) / (85 – 25) = 44,8 / 60 = 0,747.
Индекс грамотности взрослого населения:
Германия = (99,0 – 0) / (100 – 0) = 99,0 / 100 = 0,990;
Китай = (82,9 – 0) / (100 – 0) = 82,9 / 100 = 0,829.
Валовой показатель поступивших в учебные заведения:
Германия = (88,1 – 0) / (100 – 0) = 0,881;
Китай = (68,9 – 0) / (100 – 0) = 0,689.
0,990 0,881 0,954;
0,829 0,689 0,782.
Индекс скорректированного ВВП на душу населения
редставляет собой простое среднее арифметическое индекса продолжительности жизни, индекса достигнутого уровня образования и индекса скорректированного реального ВВП на душу населения (ППС в долл. С ША) и рассчитывается путем деления суммы этих индексов на 3.