2. Спишите, вставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку:
1) Дружба крепка не лестью а правдой и честью.
2) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.
3) Звенизвени златая Русь волнуйся неуёмный ветер.
4) Лесник помолчал поправил на плече охотничье ружьё и спросил Вы говорят вроде книги пишете?
5) Их дружба длилась четверть века и ничто не могло её подорвать или хотя бы остудить.
Карточка № 3
1. Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы:
2. Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку:
1) Ни мне до тебя ни тебе до меня нет никакого дела казалось сказала ему решительная походка Марии.
2) Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо подняв очи и одобрительно говорил Добре сынку добре.
3) Позади на необозримое пространство расстилалась тундра казавшаяся сверху большим белым диском.
4) Возможное сделает каждый невозможное только отважный.
5) Вечерние зори становятся короче луна и звёзды всё круче.
2. Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку:
1) Спой сестра утешь меня песней старой позабытой.
2) Дрозд ранняя перелётная птица появляющаяся в конце марта начале апреля.
3) Всех интересовало допустят ли нашу команду к участию в соревнованиях.
4) Один раз сидя на окошке услышал я какой-то жалобный визг в саду.
5) Холм на котором я находился спускался вдруг отвесным оврагом.
2. Спишите, вставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку:
1) Тарантас тронулся колокольчики заплакали бубенчики засмеялись.
2) Резко отделялись от тёмной зелени деревьев красноватые башенки и беседки кое-где разбросанные по саду.
3) Днепр серебрился как волчья шерсть среди ночи.
4) Смуглый цвет лица его показывал что оно давно знакомо с закавказским солнцем.
5) Склоны сопки на которую поднялся Алексей покрывал низкий рослый дубняк.
1. Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы:
1) За дверью у соседа стучат часы и каплет с окон лёд.
2) Местность кругом нам очень нравится да разве может она не понравиться лес река обилие ягод.
3) Ребята ушедшие в поход обещали вернуться к вечеру но они вероятно задержатся не вернутся вовремя.
4) Рисуя образы дорогие ей она вкладывала в свои слова всю силу всё обилие любви.
5) Егорушка нехотя глядел вперёд на лиловую даль и ему начинало казаться что мельница машущая крыльями приближается.
Карточка № 7
1) Кружа над головой мерцающую и взвизгивающую шашку Григорий сбежал с крыльца.
2) Чуть свет я вставал и наскоро напившись чаю пускался в путь.
3) Топор без топорища мёртвый кусок металла.
4) Сюжет новеллы представляет собой напряжённое развитие двух мотивов смерти и жизни.
5) Мы ещё на вокзале повстречались с группой ребят приехавших как и мы на соревнования.
1) Справа шагах в полутораста послышался сторожевой окрик.
2) Ни скалы ни тайные мели ни бури ему нипочём.
3) Небо по-весеннему безоблачно и ослепительно блестит степь.
4) Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему почему иные деревья особенно дубки не принялись.
5) Солдаты стали перебегать по двое к канаве протянувшейся к овсяному полю.
1) Смелый крепости берёт трус в безвестности живёт.
2) Перед ним стояла сложная задача выполнить которую как ни старайся оказалось невозможным.
3) Я мог выйти скажем из своей будки и пойти на берег моря.
4) Она танцевала страстно с увлечением и вальс и польку и кадриль не думая ни о ком и ни о чём.
5) Или бури завываньем ты мой друг утомлена или дремлешь под жужжаньем своего веретена?
1. Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы:
1)По ту сторону оврага застучали пулемёты и послышалось несколько взрывов.
2) Я поднял голову и посмотрел на чуть посветлевшее небо на нём низко висели серые тучи.
3) Чичиков узнал Ноздрёва того самого с которым он вместе обедал у прокурора.
5) Океан ещё недавно наводивший трепет манил своей переливающейся синевой
Карточка № 11
1) Ребёнок был тонок и слаб но ходил и даже бегал по всему дому.
2) Поворчал он да не посмел ослушаться.
3) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
4) Тёмно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега вырисовывались на бледном небосклоне.
5) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
Карточка № 12
1) Воображение это свойство сознания позволяющее человеку создавать новые образы на основе существующих восприятий и знаний.
2) И впервые в жизни подумал Куликов что не бесследно живёт на земле человек ибо о каждом человеке остаётся память.
3) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан.
4) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение.
5) В апреле возможно будут заморозки.
Карточка № 13
1) Дни лета клонились к осени дышал ненастный ветер.
2) Дальше пересекая дорогу тянулись жёлтые немигающие огни деревни.
3) Окончив свою работу мы ложились тут же у костра и я несмотря на несносных комаров скоро засыпал самым крепким сном.
4) Мы бредём по тем дорожкам где не кошена трава.
5) Даша сказала твёрдо Мне кажется нам не о чем говорить.
Карточка № 14
1) Осень светлая и тихая приходила к нам так мирно и спокойно что казалось конца не будет ясным дням.
2) Все матросы не занятые вахтой вышли на верхнюю палубу.
4) Высоко над семьёю гор Казбек твой царственный шатёр сияет вечными лучами.
5) После отмены в 1861 году крепостного права лучшая земля осталась у помещиков крестьяне получили земли мало да и то за выкуп.
Карточка № 15
1) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина.
2) Солнце сразу начавшее палить быстро подымалось над степью.
3) При сих словах поднялся шум и толки кричат медведи тигры волки.
4) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.
5) Творчество поэта диалектика философа искусство исследователя вот материалы из которых слагается великий учёный.
Карточка № 16
1) Я вижу низкий домик с галереею из маленьких почерневших деревянных столбиков.
2) Простите вольные станицы и край отцов и тихий Дон.
2) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.
3) Под вечер Беликов оделся потеплее хотя на дворе погода стояла совсем тёплая и поплёлся к Коваленкам.
4) Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла как засветились одна за другой звёзды.
5) Природа могучий источник воспитания человека, с её познания начинается становление его ума чувств убеждений.
Карточка № 17
1. Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки:
1) Вправо в нескольких шагах от меня стоял какой-то незнакомый шалаш.
2) Колокол продолжал мерно звенеть и его звон с трудом пробивался сквозь гудение разбушевавшегося ветра.
3) Погода в сенокос обманчивая с утра вовсю печёт солнце а к полудню глядишь ярче засинеет небо вздрогнут кусты и деревья.
4) Мы знаем кто придумал паровоз но не знаем кто придумал колесо без которого этот паровоз не поехал бы.
5) Мальчик бежал сломя голову.
Карточка № 18
1) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну.
2) Небо золотое и багровое отражалось в воде.
3) Что испугался давеча спросил отец толкнув меня.
4) Дождь капал ветер выл уныло и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой.
5) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пушкину портрет с надписью Победителю-ученику от побеждённого учителя.
Карточка № 19
1) Я не берусь описывать спектакли чеховских пьес так как это невозможно.
2) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
3) Могучий Олег головою поник и думает Что же гаданье?
4) Острогою бьётся крупная рыба щуки сомы жерехи судаки.
5) Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша не хотевшая отстать от неё.
Карточка № 20
1) Отворивши эту дверь он наконец очутился на свету и был поражён царящим здесь беспорядком.
2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец оборотившись ко мне сказал Барин не прикажешь ли воротиться?
3) Сыр выпал с ним была плутовка такова.
4) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец если Андрей уедет не помирившись с ним.
Мне было интересно познакомиться с содержанием текста «Цензура», в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема жесткой цензуры. Писатель доказывает это на примере: Сергей Глинка называл цензуру тех времен «чугунной». Глинку посадили на две недели за то, что он пропустил в альманах элегию на смерть юноши, где было сказано, что «волны бьют в его гробницу». Решили, что юноша, очевидно, кто-то из декабристов, а под гробницей подразумевают Петропавловскую крепость.
Может ли цензура уничтожить искусство? Именно этой важной социальной проблемы коснулся Д. Гранин. Государство подвергает цензуре книги, которые показались аморальными, политически опасными или угрожающими.
Когда Тургенев в маленькой заметке памяти Гоголя назвал его великим человеком, цензура в Петербурге заметку не пропустила. Тургенев напечатал ее в Москве и был посажен под арест на месяц.
Когда умер Гоголь, печати запретили даже упоминать имя Гоголя.
Я полностью разделяю позицию автора, что цензура вредит литературе, но уничтожить искусство она не
Таким образом, проблема, поднятая автором, заставила задуматься, что какая бы ни была цензура, она не сможет помешать человеку духовно развиваться, а пока человек самосовершенствуется, искусство бессмертно.
Практикум кзаданию 8
Определите вид грамматической ошибки в данных предложениях:
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
Б) ошибка в построении сложного предложения;
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
1) Ознакомьтесь со списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку.
2) О поэме А. Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.
3) Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников
4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
5) Тимка беспокоился о собаке и каждый день приносит ей еду.
1) Те из вас, кто хочет быстро сбросить лишний вес, должен выполнять этот комплекс упражнений каждый день.
2) Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру.
3) В повести «Капитанской дочке» многие эпизодыПугачевского бунта отражены исторически достоверно.
4) Первое время дети скучают по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.
5) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами
1) В торгово-развлекательном центре «Глобусе» сегодня распродажа.
2) Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрался у Нежинских.
3) Во сне я побеждал рыцарей и борюсь с чудовищами.
4) Я знаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников.
5) Один из героев романа, ищущим смысл жизни, пытается найти его в любви.
1) Все затаили дыхание и слушают радиопередачу.
2) Журналистов интересовало, что готов ли Сочи принять Олимпиаду в 2014 году.
3) Никто из тех, кто находится вне этой комнаты, не услышат ни звука.
4) Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание.
5) В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
1) В статье говорилось, что насколько востребованы специалисты по программированию.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына и сердится на него.
3) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения.
4) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
5) Те, кто умеют играть на скрипке, обладают обычно тонким слухом.
1) Все ученики разобрались в сложной теме, пришедшие на факультативное занятие.
2)Многие из тех, кто любит русский Север, стремится еще раз посетить Кижи.
3) Я с невольным восхищением наблюдаю за танцующими и завидовал грациозности их движений.
4) В поэме «Василии Тёркине» А. Т. Твардовский показал яркий характер
5) Сосед пожаловался, что будто я гулял с собакой без намордника.
1) Смотря экранизацию произведения, отмечаешь, что насколько фильм отличается от книги.
2)Некоторые ученики не выполняют домашних заданий и получили двойки.
3)Все, кто пришли на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды.
4)Удивительно красива звучащая песня жаворонка в чистом и ясном небе.
5) Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе
1) Достойны уважения те, кто сами уважают окружающих.
2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.
3) Современники А. С. Пушкина гордились его творениями и любят их.
4) Учитель спросил, что есть ли у учеников вопросы.
5) В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
1) Преподаватели выслушали студента и радуются его академическим знаниям.
2) Петрушин долго извинялся и уверял, что будто он имел в виду совсем другое.
3) Одним из самых талантливых поэтов 20-го века, продолжавший традиции русской поэзии, был Борис Пастернак.
4) Экспонаты лучших региональных музеев можно увидеть в фотоальбоме «Сокровищах русского искусства».
Те, кто поехал на экскурсию, остался очень доволен.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) Это произведение, посвящённое Великой Отечественной войне, я прочитал летом.
2)В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала Бориса Пастернака и восхищается его поэзией.
3)Те, кто ещё недавно снисходительно смотрел на Виталия, начал уважительно обращаться к нему по отчеству.
4)Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первом снеге».
5) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
6)Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знакомы с оценкой критика «тёмного царства»
7)В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
8) Егор никак не мог вспомнить, что будет ли завтра тренировка.
9) Благодаря творчеству писателя Н. Носова люди становятся добрее, щедрее душой.
1) По телефону командир спросил, что где находится первая рота.
2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
3) Благодаря героизму людей катастрофа была предотвращена.
4) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем они сейчас работают.
5) Посетители галереи удивлялись изобразительности мастера и хвалят его.
6)М. Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».
7)Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.
8) Те, кто при помощи фактов может доказать правильность собственного решения, не должны мириться с некомпетентностью других.
9) Слушая оперу Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», мы не могли сдержать волнения.
1)Одно из чудес на Кулильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с вулканами.,
2)Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.
3) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям.
4) В словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» Саврасова.
5) Входя в гостиную, Алёхин воскликнул, что рад всех видеть.
6) Компьютер развивает человека и сделает его совершеннее.
7) Тренер поинтересовался, что серьёзно ли я занимался бегом на средние дистанции.
8) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.
9)Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке отдавали лишь дань традиции.
1) В повести А. С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.
2) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
3) Григорий не знал расписания и понятия не имел, что сколько времени ехать до Осинового Плёса.
4) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны игрой актёров.
5) Всем пассажирам вагона запомнилась девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая.
6) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
7) Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и собакой.
8) Учёные создали метеорологический прогноз и обрабатывают большой статистический материал.
9) Благодаря обучению в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
Варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами в формате 2019 года. Можно использовать на уроках при подготовке к экзамену
Скачать
Вариант № 090
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Основное открытие Л. Н. Гумилёва состояло в том, что он первым усмотрел связь между активными членами общества – «пассионариями» – и рядом исторических событий в Евразии.
2) Л. Н. Гумилёв обратил внимание на то, что социальные изменения и усиление этнических процессов на Земле каким-то образом связаны с космической энергией галактики.
3) Л. Н. Гумилёв, выдвинув гипотезу о «пассионариях», объяснил связь циклов солнечной активности с усилением социально-исторических процессов на Земле.
4) Народы Евразии, по мнению Л. Н. Гумилёва, обязаны своим истори- ческим развитием в первую очередь циклам солнечной активности, которые достаточно подробно описаны астрономами.
5) Занимаясь изучением особенностей исторического развития Евразии, Л. Н. Гумилёв выдвинул гипотезу о «пассионариях», согласно которой существует взаимосвязь между циклами активности Солнца и социально- историческими процессами на Земле.
Л. Н. Гумилёв, изучая особенности исторического развития народов Евразии, обратил внимание на то, что бурные социальные изменения на континенте связаны с циклами солнечной активности, которые достаточно полно описываются астрономами.
Вслед за специалистами в области естествознания учёный предположил, что эта связь имеет
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАЗВИТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
, -зовью, -зовьёшь, сов.
1) Усилить, дать чему-н. укрепиться, окрепнуть. Р. интерес к музыке.
2) Довести до определённой степени духовной зрелости, сознательности, культурности. Р. ребёнка. Чтение развило её.
3) Распространить, расширить, углубить содержание или применение чего-н. Р. идею. Р. аргументацию.
4) Предпринять что-н. в широких размерах, со всей энергией развернуть что-н. Р. агитацию. Р. деятельность.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Иконопись сливОвый пОгнутый грУшевый кровоточИть
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.
Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.
Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.
Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, слово. Выпишите это слово.
И даже когда из-за череды неудач, которые произошли в последние несколько месяцев, Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась свободная вакансия, девушка ещё некоторое время продолжала дежурить в клинике.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРИ подруги домишки ДЕРЕВНЕЙ СНАЙПЕРЫ ушли в ДВУХСТАХ ШЕСТИДЕСЯТИ домах спелых АБРИКОСОВ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р.гламент, м.рской, б.нзин 2) г.рение, пост.лить, б.седа 3) насл.ждение, л.сник, пол.скать (бельё) 4) л.гичный, п.ровать, скр.пите (листы)
5) ист.щение, б.тарея, соприк.саться
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) не.хваченный (переписью), р.зместить, п.дметать; 2) раз.ёмный, под.ём, об.ект; 3) не.жатый, бе.дорожье, бе.заботно;
4) под.скать, сверх.нтересный, вз.мать; 5) пр.обретатель, пр.чудливый, пр.ходящий (домой).
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) талантл.вый, гном.к 2) запечатл.вающий, сем.чко 3) июль.кий, рыба.кий 4) се.щий, мам.нька 5) заноч.вать, па.нька
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дремл.щий, (он) обижа.т 2) кача.щий, скуча.щий 3)(он) терп.т, завис.щий 4) (кактус) кол.тся, (он)засоря.т 5) ма.щийся, завива.мый
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости.
Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (не)справедливость
Мне (не)за что на вас сердиться.
Она отвечала ему, нисколько (не)смущаясь.
Он никогда (не)смотрит прямо.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Сна (ПО)НАЧАЛУ не было ни в одном глазу, однако, как только я решил утром во ЧТО(БЫ) то ни стало всё выяснить, мне удалось заснуть.
Передо мной стояла девчонка в (СВЕТЛО)ГОЛУБОМ платьице. Она стояла как вкопанная и молчала; я ТО(ЖЕ) молчал.
(ПОД)МЫШКОЙ у этого господина была зажата свежая газета, (ОТ)ТОГО движения его были немного скованными.
(В)ТЕЧЕНИЕ лета Егор Матвеевич занимался садом, (ПРИ)ЧЁМ делал это с душой; а зимой отправлялся в Италию – поправить здоровье.
(НЕ)СМОТРЯ на то что отец всегда был настроен (ПОЛУ)ШУТЛИВО, он был человек отнюдь не легкомысленный.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Груня глядела в маленькое, криво прорубле
ое окошко, прижавшись сморще
ым лбом к нестрога
ому переплёту око
ой рамы.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами так и прочими заинтересованными структурами.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С моря дул влажный холодный ветер
разнося по степи
задумчивую мелодию плеска
набегавшей на берег волны.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Настоящее языкотворчество заключается
во-первых
в том, чтобы создать новое из слов готовых, во-вторых
в том, чтобы произвести тончайшее сцепление слов.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Первым этапом деловых бесед или переговоров
может быть ознакомительная встреча
в процессе
которой
уточняется предмет переговоров и решаются организационные вопросы.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Нынешней осенью много грибов
и
если внимательно присмотреться к вырубке
то увидишь сразу несколько пней
которые сплошь покрыты опятами.
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Мы предполагали выехать рано, но что-то нас задержало. 2) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности. 3) Вот и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра. 4) В лесу, в стоймах и водоемах — всюду разносился запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный. 5) В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. 6) Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. 7) В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Каждый раз, когда Архимед садился в ванну, он удивлялся тому, что ему как будто становится легче.
2) Те, кто получает двойки за незнание закона Архимеда, не умеют удивляться, а значит – не способны сделать открытие.
3) Люди, которых ничто не способно удивить, не могут видеть мир во всей его красоте и разнообразии.
4) В мире всё устроено очень непросто и всё находится в тесной взаимосвязи.
5) Умение удивляться даёт человеку возможность мечтать, без мечты жизнь разобьётся о жестокую реальность.
1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче.
Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое.
Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость.
Архимед удивился.
Когда он удивился – он задумался.
А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.
Может быть, всё это происходило и не так.
Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.
Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны.
Что они умеют удивляться.
Скажем, сидел себе Ньютон в саду.
Смотрит – упало яблоко.
Ну, упало и упало.
Подыми и съешь.
Никого не удивляло это никогда.
А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?»
Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.
Конечно, всё это гораздо сложнее.
Всё это требовало огромного труда, огромных знаний.
Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно.
И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы.
Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли.
Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос.
И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.
А другой человек удивится краскам и цветам природы.
И начнёт сам пробовать сочетать эти краски.
Получается картина.
Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли.
И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.
Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет.
Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить?
У них явные расхождения с Ньютоном.
Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения.
Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал.
Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.
Очень скучные люди.
Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.
А ты попробуй удивиться.
Всё в этом мире непросто.
Всё находится во взаимосвязи.
Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки.
Поэтому существуют мечты и реальность.
Поэтому существуют дружба и борьба.
И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.
И поэтому люди бывают счастливы.
Жизнь удивительна.
И люди тоже удивительны.
И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.
(по Л. И. Лиходееву*)
Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) – русский писатель, автор очерков, фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».
Какие из перечисленных утверждений являются ? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 19–21 представлено повествование.
2) Предложения 23–25 поясняют, раскрывают содержание предложения 22.
3) В предложениях 38–41 представлено описание.
4) Предложения 47–50 содержат следствие того, о чём говорится в предложениях 45–46.
5) В предложениях 52–54 представлено повествование.
Из предложений 1–4 выпишите фразеологизм.
Среди предложений 44–54 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Л. И. Лиходеев в представленном тексте ведёт непринуждённый разговор с читателем о таком важном человеческом качестве, как умение удивляться. Авторская речь в данном фрагменте подвижная,
естественная, она меняет форму и краски, оттого возникает ощущение присутствия автора, ощущение живой устной беседы. Этот эмоциональный фон на протяжении всего текста поддерживается целым набором средств художественной выразительности. В синтаксисе это, например, (А)_________ (предложения 10, 32), а также такой приём, как (Б)______ (предложения 45–46, 47–49). А на лексическом уровне – (В)________ («эка невидаль», «болтают») и такой троп, как (Г)_______ (великую тайну природы, волшебный ковёр-самолёт, прекрасные сказки)».
3) неполные предложения
4) разговорная лексика
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) лексический повтор
Предварительный просмотр
Ответы к вар.№ 090 (2019)
Вариант № 091
1) Впервые понятие «клетка» появилось в науке благодаря исследованию Роберта Гука ещё в 1665 году, но мысль о том, что клеточное строение имеют все растительные и животные организмы на Земле, укоренилась в научном мире более чем через полтора века после работы Гука.
2) Матиас Шлейдер и Теодор Шванн явились первооткрывателями в области клеточного строения организма животных через полтора века после открытия микроскопа Робертом Гуком.
3) Разделённые перегородками крошечные ячейки, обнаруженные Робертом Гуком при изучении через микроскоп тонких срезов дерева, были названы им клетками (англ. сell – «клетка, сота»), так как показались учёному внешне похожими на соты в пчелиных ульях.
4) Клетка была открыта в 1665 году Робертом Гуком, однако английский учёный не предполагал, что клеточное строение характерно для любого организма, и данный вывод был сделан Матиасом Шлейдером и Теодором Шванном гораздо позже.
5) Роберт Гук, Матиас Шлейдер и Теодор Шванн установили, что организмы всех растений, животных и человека состоят из клеток, которые образуют разные биологические ткани.
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЕДИНИЦА. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Цифра, изображающая число 1.
2) Последняя цифра многозначного числа (спец.)
3) Величина, которой измеряются другие однородные величины. Е. силы тока.
4) Отдельная самостоятельная часть в составе целого, отдельный предмет (или лицо) в группе подобных. Боевые единицы флота.
5) Предметы или лица, немногие по числу. Только единицы выполняют план.
снялА слИвовый мЕстностей щелкАть крАны
Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, ИСКУСНО выполненный из белого шоколада.
Договаривающиеся стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров.
Ведущим должен стать человек опытный, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.
В новом сезоне тренер ВОСПОЛНИЛ команду молодыми спортсменами.
Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени.
вместе с ДЕТЬМИ много ЯБЛОКОВ искомый ОТВЕТ НАИЛУЧШИХ снимков ТОНКИЙ тюль
1) перекл.каться, подсв.тить, упл.тнить
2) разл.ваться, задр.жала, многог.лосье
3) ш.девр, п.тнистый, сч.тать
4) бл.стательный, зап.реть, ст.кло
5) водор.сли, подг.реть, над.рёт (уши)
1) по.пустить, о.бросить, о.стать;
2) во.местить, не.добровать, .дание;
3) супер.гра, пред.юньский, без.скусный;
4) пр.брежный, пр.давать (значение), пр.ставить (к стене);
5) ад.ютант, с.ёжиться, меж.языковой.
1) выкрик.вать, горош.нка 2) повизг.вая, глянц.вый 3) неряшл.вый, во.вать 4) книж.ца, дом.ще 5) сирен.ватый, юрод.вый
1) они улучш.т, смеш.нные (чувства) 2) они сдерж.т, выкруч.нный 3) они противореч.т, ремонтиру.мая (машина)
4) он перевяж.т, угнета.мый 5) он выдерж.т, подстёгива.мый
Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век механически.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
«И имейте (В)ВИДУ: ЧТО(БЫ) там ещё вы ни придумали, мне всё станет известно!» — закричал толстячок тонким голосом.
На подносах лежали камни (НА)ПОДОБИЕ кирпичей с золотыми вензелями императора и его супруги, а ТАК(ЖЕ) монеты нового чекана.
Только у дверей сидел (ОРДЕНО)НОСЕЦ Решетов, читая книгу, и (ПО)ТОМУ, как он увлёкся, было видно, что это его собственный роман.
Княгиня вышла к ней (НА)ВСТРЕЧУ и (ПО)ДРУЖЕСКИ взяла её под руку.
(В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ, откуда ни возьмись, у чугунной решётки вспыхнул огонёчек и стал приближаться к веранде.
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете
а, мощё
ое плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле
ы извёсткой.
1) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.
2) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
3)Темы войны и мира всепрощения и ненависти актуальны во все времена.
4) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
5) На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.
Ветви деревьев
сплетаясь жёсткими застывшими концами
печально звенят
переживая
зимнюю стужу.
После открытия второго и третьего спутников Плутона астрономы впервые выдвинули гипотезу, что вокруг этой удалённой от Земли планеты
может быть
тонкое пылевое кольцо. Оно
по мнению учёных
могло сформироваться из частиц, выброшенных на орбиту в результате столкновений этих спутников с астероидами.
Знаменитые бабушкины пироги
запах
которых
моментально распространился по квартире
собрали всю семью за столом.
Я иду вперёд с верой
что достигну желаемой цели
и что
если захочет Бог
оправдаюсь в глазах тех
кого люблю.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) «Почему, — спрашивал директор школы Сухомлинский, — дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк постепенно угасает?» 2) Сухомлинский начинает титанический труд — ищет ответ на поставленный вопрос. 3) Секрет интереса к учёбе оказался прост: должен быть успех, достижение, ощущение роста. 4) Вчера не понимал — сегодня понял, вчера не умел — сегодня научился. 5) Ученик — не станок. 6) Ученик вечно в развитии, он растёт, умнеет, развивается, и надо прежде всего заботиться о его развитии.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете.
2) Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой.
3) Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению.
4) Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.
5) Только космонавты на орбите ведут себя разумно.
3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной.
Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт.
Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан.
Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство.
Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет.
Вопрос только размеров и времени.
Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты.
3авелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа.
Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты.
Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно.
Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли.
С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством.
Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
(По В. Солоухину*)
Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложении 16 содержится вывод из 15.
2) Предложения 3—7 содержат элементы описания.
3) В предложении 5 перечислены последовательные действия персонажа.
4) Предложение 14 содержит объяснение высказанного в предложении 13 суждения.
5) Предложения 9—12 поясняют мысль, выраженную в предложении 8.
Из предложения 3 выпишите контекстные синонимы.
Среди предложений 5—12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В первых двух предложениях текста использован такой троп, как (А)_____. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество — это болезнь планеты». ( Б)_____ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отравлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте (В)_____ (предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении (Г)_____ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».
3) вводные слова и вставные конструкции
5) развёрнутая метафора
7) вопросно-ответная форма изложения
9) однородные члены предложения