Наука рассматривается как высокоспециализированная творческая деятельность человека, а потому основу ее образуют методы исследования, их разработка, применение и совершенствование. Методы определяют достигнутый уровень развития науки и ее возможности в дальнейшем проникновении в область неизвестного. В книге особое внимание уделяется вопросам развития научного метода. Его развитие началось с достаточно простых форм в ходе становления естествознания. В базовые структуры метода были включены измерения, эксперимент, математика, концептуальные системы, а ныне — вычислительный эксперимент и компьютерное моделирование. Рассматривается также вопрос о единстве научного метода, его применимости как к наукам о природе, так и к социальным наукам. В итоге утверждается, что естествознание образует авангард научного познания и именно в ходе его развития прежде всего вырабатываются и совершенствуются основы научного метода. Соответственно, разработка, применение и владение научным методом трактуется как один из важнейших элементов культуры.
Книга будет полезна всем, интересующимся проблемами методологии и философии науки. Обо всём этом и не только в книге Научный метод: Вопросы и развитие / Изд.2 (Ю. В. Сачков)

Вопросы и развитие.
. 2015. с.
Белая офсетная бумага
Внимание: АКЦИЯ! Только по 01.12.23!
Аннотация
Введение. Проблемы научного метода
Потребности человека, и прежде всего – базовые потребности,
взаимозависимы и взаимодополняют друг друга. В ходе развития
жизнедеятельности человека происходит обогащение самих потребностей,
обогащение как по содержанию, так и по формам выражения. Исторически
процессы удовлетворения и развития потребности познания привели
к становлению науки как духовного постижения мира. Встают вопросы –
а каково же «назначение» потребности познания в жизнедеятельности
человека, каково «назначение» науки. Ответ на эти вопросы прямо зависит
от того, что деятельность человека устремлена в будущее. Как в свое
время блестяще высказался В. Оствальд о «проникновенном понимании
науки»: «Наука – это искусство предвидения. Вся ее ценность в том,
в какой мере и с какой достоверностью она может предвидеть будущие
события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем,
и такому знанию должно быть отказано в почетном звании –
наука».
Предвидение, наука, в свою очередь, предваряют организацию
целенаправленных действий человека: человек в своей основе действует
не вслепую, не по наитию, а в стремлении получать некоторые вполне
определенные результаты. Конту приписывается утверждение:
«Предвидение – из науки, действие – из предвидения».
«Предсказание, – отмечает Р. Карнап, – входит в каждый акт
человеческого поведения, который включает преднамеренный выбор. Без
этого как наука, так и повседневная жизнь будут
невозможными». На предвидении фактически основывается вся
практически-конструктивная деятельность человека. » Наука ставит своей
конечной целью, – отмечает В. С. Степин, – предвидеть процесс
преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном
состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Это
преобразование всегда определено существующими связями, законами
изменения и развития объектов, и сама деятельность может быть успешной
только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная
задача науки – выявить законы, в соответствии с которыми изменяются
и развиваются объекты». Предвидение, конечно,
основывается на знании законов функционирования и изменения
соответствующих объектов действительности. Вместе с тем следует
добавить, что само предвидение в общем случае содержит элемент
случайности, элемент непредсказуемости, иначе деятельность человека
была бы скучной и не содержала бы возможностей для творческих порывов.
Как иногда говорят, предвидение не есть простая экстраполяция во времени
некоторых ранее полученных данных. Оно носит в своей основе существенно
относительный и ограниченный характер – деятельность человека
направленная в будущее в чем-то всегда выходит за рамки предвидения,
но тем не менее последнее придает устойчивость и организованность
действиям человека.
В своей основе наука есть действие, действие сугубо творческое,
высокоспециализированное и направленное на выработку и систематизацию
объективных знаний о мире, включающем и самого человека. И как каждый
вид деятельности характеризуется прежде всего соответствующими методами,
так и основу живой развивающейся науки образуют ее методы. Методы
выражают систему принципов, правил и средств, на основе которых делается
упорядоченной, целенаправленной, осмысленной и эффективной деятельность
человека. Соответственно этому, методы исследования – это основное,
что характеризует науку, придает ей единство и силу.
К анализу научного метода, раскрытию его содержания необходимо подходить
исторически, с позиций общей концепции развития, что далеко не всегда
учитывается. Метод не есть однажды данная «отмычка» к решению
разнообразных исследовательских задач, он получает обогащение в процессе
познания все новых и новых областей действительности. Отсюда вполне
естественно предположить, что развитие научного метода началось
с разработки его простейших форм, что сопряжено с исследованием вполне
определенных областей действительности, достаточно простых. И здесь
первостепенное внимание обращается на естествознание, на науки
о природе.
В ходе развития научного метода весьма существенна преемственность. Как
нельзя овладеть высшими разделами математики не овладев ее низшими
разделами, так и разработка одних методов, решение одних
исследовательских задач порождает новые задачи, ведет к обогащению
самого научного метода. При этом необходимо также иметь в виду, что
наука интересуется практически всеми областями материальной
действительности, с которыми сталкивается человек в своей деятельности,
начиная от простых механических процессов и кончая проблемами
функционирования человеческого мозга и проблемами устройства и эволюции
социальных структур. Вместе с тем возможности анализа различных проблем
далеко не одинаковы, не все проблемы подвластны равным образом научному
методу на том или ином этапе развития науки. Во многих случаях наука
вынуждена ограничиваться простым описанием внешних проявлений
в функционировании и поведении объектов и систем. В других же, и надо
полагать – в значительно меньшем числе случаев, наука достигает
максимально возможного в понимании исследуемых процессов. Соответственно
говорят об описательных, полутеоретических, полуэмпирических
и о развитых научных теориях. Наиболее развитой формой выражения знаний,
порождаемых в ходе исследований, является научная теория,
удовлетворяющая определенным логическим требованиям – относительной
замкнутости, целостности, непротиворечивости и полноты.
Говоря о научном методе как определяющем стержне научных исследований,
следует специально оговорить следующее. Науку зачастую определяют как
упорядоченную и специализированную систему знаний. Конечно, знания
неотъемлемы от науки, но научные знания представляют собою скорее
продукт, результат развития науки. Вместе с тем это такой продукт
научных исследований, который затем входит в структуру научного метода,
цементируя и организуя его развитие. Добавим еще, что понятие научного
метода нами используется в самом широком смысле, как некоторая целостная
характеристика научного действия, его особенностей и направления.
Реальные научные исследования включают громадное разнообразие конкретных
методов. Практически каждое самостоятельное научное исследование
отличается своеобразием своих методов. Однако каждое из них имеет нечто
общее, что и позволяет относить их к рангу научных. Раскрытие и оценка
этого общего и образует характеристику научного метода в целом.
Становление современной науки, становление научного метода в его
современном понимании датируется с научной революции XVII-го
века, ознаменовавшей становление естествознания. Можно сказать, что
именно естествознание породило научный метод, выявило основные его
компоненты, положило начало его дальнейшему развитию и обогащению.
Сказанное можно пояснить и иным образом. Система знаний, система наук
не хаотична, она носит достаточно упорядоченный характер, соответственно
чему содержит существенную иерархическую компоненту, и в ее фундаменте
лежит естествознание. Отсюда можно сказать, что именно естествознание
лежит на острие разработки научного метода. Такое положение дел
характерно и для современной науки, о чем свидетельствует, в частности,
тот всплеск исследований процессов самоорганизации, который мы ныне
наблюдаем и который обязан проникновению физико-математических методов
в познание этих процессов. Основы современного научного метода весьма
сложны и имеют богатую структуру, к раскрытию которой следует подходить
в исторической перспективе.
САЧКОВ Юрий Владимирович – доктор философских наук, профессор, специализируется в области философии современного естествознания. Род. 22.10.1926 г в г. Бежице Брянской обл. Окончил физический факультет Саратовского университета (1952), аспирантуру Института философии АН СССР (РАН). Участник Великой Отечественной войны. Ныне – главный научный сотрудник Института философии РАН.
Основное внимание Ю. В. Сачков уделяет исследованию проблемы природы теоретико-вероятностных методов исследования. Предложена трактовка вероятности, исходящая из утверждения, что язык теоретико- вероятностных методов есть язык распределений. Базовой моделью в анализе вероятности является модель систем, образованных из независимых или квази-независимых сущностей. Соответственно, вероятностные методы позволяют исследовать и теоретически выражать закономерности объектов и систем, имеющих сложную, двухуровневую струтуру. Эта трактовка вероятности исходит из анализа оснований вероятности в квантовой теории и опирается на категории случайности, независимости, иерархии, внутренней активности. Рассматриваемый взгляд на вероятность выражен в книге «Вероятностная революция в науке» (М,, 1999).
URSS. 2024. 248 с. .
2023. 416 с. .
2022. 560 с. .
После мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. интерес в мире и в России к теоретическому наследию Карла Маркса и классической политической экономии резко возрос, но современной, отвечающей на вызовы экономики XXI века учебной литературы ничтожно мало.
2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке.
2024. 432 с. .
URSS. 2023. 208 с. .
URSS. 2024. 208 с. .
2023. 352 с. .
Новорожденные котята умеют ползать, косатки — плавать, слонята — ходить. Человеческий детеныш появляется на свет неприспособленным и в первый год жизни требует огромных ресурсов.
2022. 512 с. .
URSS. 2023. 280 с. .
Книга посвящена различным аспектам истории Испании XX–XXI вв. (1900–2018 гг.): политическому, институциональному и социально-экономическому развитию, национально-региональным отношениям, баскскому терроризму, каталонскому радикальному национализму, основным направлениям внешней политики.
РАЗДЕЛ II ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Научный метод и познание социальных явлений*
Развитие науки и культуры осуществляется не за счет совершенствования психики и творческих способностей отдельных личностей, а путем изобретения и совершенствования научных методов.
Особо остро стоит вопрос о научном методе в социальных науках, в науках о строении и эволюции общества. Здесь вопрос о методе во многом остается открытым. Зачастую оспаривается сама возможность «применения» научного метода, как он вырабатывается на базе развития естествознания (опытных наук), к изучению социальных процессов. Утверждается, что познание социальных, исторических явлений не укладывается в подобные представления о научном методе, поскольку эти явления уникальны и поскольку в основе социальных процессов лежат действия человека, обладающего внутренней активностью, свободой воли. Однако такие утверждения требуют анализа. Проблема уникальности не противостоит научному методу. Наука не избегает изучения уникальных процессов. Уникальным, данным в «единственном
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 98-06-80047.
экземпляре» является и сам феномен становления жизни на земле. Однако эта уникальность не противостоит возможности применения научного метода к изучению строения, функционирования и поведения живых систем, а тем самым — и к изучению процесса возникновения и развития жизни на земле. В какой-то мере уникальна каждая научная задача, что выражается, прежде всего, через задание начальных условий необходимых и обязательных в реальных исследованиях.
Научный метод структурирован. Уже в эпоху Возрождения, в ходе становления естествознания (опытной науки) было осознано, что научный метод включает и опытное (эмпирическое, экспериментальное), и теоретическое начала. Эмпирическое начало ведет свое происхождение с процесса наблюдения и его олицетворяют конструирование и применение специальных исследовательских приборов и измерительной техники. Теоретическое начало в своем развитом виде воплощается прежде всего, в математике, в разработке математических форм выражения знаний. Реальное познание всегда основывается на взаимодействии, взаимодополнении этих основных начал познания.
И опытное (экспериментальное), и теоретическое начала познания имеют собственную ценность, несводимы одно к другому и в то же время неотделимы друг от друга. Опытное, экспериментальное начало практически представляет собою своеобразное чувственное анализирование действительности. Именно опыт поставляет первичные, базовые данные (факты), которые образуют фундамент науки. Теоретический анализ имеет своей целью
систематизировать, описать и объяснить опытные данные. Теория вскрывает связи в мире чувственных восприятий и тем самым придает им смысл.
Фундаментальная роль представлений о распределениях обусловлена тем, что они являются структурными характеристиками статистических систем. Последние прежде всего раскрывают, как соотносятся целостные свойства систем со свойствами их элемен-
тов, как отдельные элементы «вписываются» в системы и как «образуются» целостные свойства систем. Тем самым распределения выступают как основа своеобразного системного видения мира.
Анализ «крупных социальных изменений», «внутреннего механизма социальной эволюции» наиболее сложен. Здесь встречаются громадные трудности как в раскрытии эмпирических основ, так и в разработке достаточно полных соответствующих теоретических моделей. Подходя с подобными «требованиями» научного метода к анализу социальных процессов глобального масштаба прежде всего встают вопросы о характеристике состояний общества (государства) в некоторый отрезок времени. И в настоящее время уже сложился ряд основанных на статистической обработке показателей состояния общества. К таковым относятся показатели величины внутреннего валового продукта, произведенной энергии, среднего годового дохода на душу населения, доля тру-
Характеристика состояния общества опирается на анализ двух важнейших вопросов: как обеспечиваются права человека в обществе и как обеспечивается его устойчивое развитие. Что могут сказать статистические данные в раскрытии этих вопросов? Права человека включают в себя право на жизнь, право на здоровье и право на достойное житие (стремление к счастью). Право на жизнь, точнее — нарушение этого права, характеризуется в обществе прежде всего таким параметром, как число насильственно прерываемых жизней граждан (уровнем преступности). Осуществление права на здоровье характеризуется такими показателями, как состояние медицинского обслуживания, средняя продолжительность жизни членов общества, распространением болезней и эпидемий, включая и наркоманию. Более сложно обстоят дела с характеристикой права на достойное житие. По отношению к бытию человека здесь нередко отмечают полноту его свободы, возможность действовать по внутренним побуждениям и основаниям. Но это, так сказать, высшие этажи в решении рассматриваемого вопроса. В основании лежат право на труд и полнота его вознаграждения, удовлетворение духовных потребностей (показатели образования и возможностей его получения, показатели места и роли науки и культуры в жизни общества).
Анализ проблемы устойчивого развития общества и его структур также многокомпонентен и сложен. Устойчивое развитие общества — это такое его развитие, когда происходящие преобразования в нем и внешние возмущающие воздействия не нарушают выполнения обществом основной его функции — сохранение и обогащение уровня и образа жизни членов общества. Соответственно определяются и основные показатели, характеризующие условия устойчивости. При этом методика определения некоторых из них достаточно разработана. К таковым относятся, например, показатели, характеризующие жизненный уровень населения. Ряд же показателей нуждается в углубленной проработке и
коррекции. Сюда прежде всего относятся параметры, относящиеся к решению вопроса о социальной справедливости в той или иной государственной социальной структуре. Представления о социальной справедливости весьма «тонки», но без их приемлемого решения нельзя надеяться на устойчивое развитие общества. Об этом свидетельствуют многие исторические факты. Отметим некоторые из них, относящиеся к истории Соединенных Штатов Америки. Идея социальной справедливости встала перед отцами-основателями Америки в процессе разработки ее конституции. Существенен в этом отношении анализ политической философии Томаса Джеф-ферсона — автора Декларации независимости, интеллектуального отца Америки. По Джефферсону, природа человека порождает естественное чувство справедливости, что делает общественную жизнь возможной и доброжелательной, так как понимание истинной ценности справедливости позволяет человеку заботиться о благе других и всего общества в целом. Добавим еще, что Франклин Делано Рузвельт в дни «великой депрессии» часто цитировал американского деятеля XIX века Д. Вебстера: «Самое свободное государство на свете не может долго просуществовать, если законы имеют тенденцию создавать быстрое накопление богатства в немногих руках, оставляя большую часть населения в нищете».
Статистические показатели состояния и развития общества весьма разнообразны, и, естественно, встает вопрос об их целостном рассмотрении, о взаимосвязи распределений различных показателей. Такое целостное рассмотрение взаимосвязей различных показателей в обществе представляет, пожалуй, важнейшую задачу теоретического анализа, и оно в настоящее время характеризует основную направленность теоретических изысканий. Построение подобной обобщающей модели организации общества остается еще во многом открытым, но в то же время разработку социальных наук следует рассматривать и в плане решения этой грандиозной задачи.
Язык статистики, повторим, есть язык распределений. Соответственно, при рассмотрении тех или иных показателей важно определить базовый, оптимальный для жизни общества вид распределения тех или иных показателей. Например, какой спектр распределения доходов в обществе наиболее полно отвечает его внутренней устойчивой структуре? Отклонения от такого «базового» распределения выступают как показатели, выражающие наличие деформаций в обществе, его «болезненное» состояние.
Аналогичным образом можно сказать, что отклонение показаний температуры организма от ее «базового» значения выражает его заболевание. Отсюда встает задача лечения организма, лечения общества.
Применение методов анализа данных на уровне первичных социальных структур преследует, естественно, цели оптимальной организации их деятельности. Вместе с тем они могут приобретать и более широкое значение. Так например, повсеместное при-
Развитие статистики представляет собою базу развития социальных наук. С течением времени эта база становилась все более обширной и ныне анализ закономерностей развития общества не мыслим вне анализа статистических данных. Эти данные, характеризующие состояние и развитие общества (социальных структур), ныне все более и более нужны для организации жизни общества, для процессов управления. Статистика и зарождалась в ходе становления науки управления государством. В наше время любые уважающие себя общественные структуры создают соответствующие службы. Первое центральное статистическое бюро было образовано в 1841 году в Бельгии и такие службы при правительствах государств получили широкое распространение в мире. И ныне статистические данные составляют необходимый базовый элемент оценки состояний и перспектив развития социальных структур.
1. Мигдал А. Б., Нетесова Е. В. На пути к истине (О научном методе познании) // Кибернетика живого: биология и информация. М., 1984.
2. Бунге М. Причинность. М., 1962.
3. Проблемы Гильберта. М., 1969.
4. См.: Metz Karl Н. Paupers and Numbers: The Statistical Argument for Social Reform in Britain during the Period of Industrialization // The Probabilistic Revolution. Vol. l. Ideas in History. Cambridge, 1987.
5. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
6. Мигдал А. Б. Поиски истины. М., 1978.
7. Фигурнов В. Предисловие редактора // Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере. М., 1998.
Сачков, все книги автора
Биографии писателя Ю. В. Сачков пока нет.
Если Вы хорошо знакомы с жизнью и творчеством этого автора, Вы можете помочь проекту,
добавив его биографию
.
Ниже Вы найдете все книги автора, представленные в нашем каталоге книг.
Используя вкладки, Вы можете посмотреть не только книги, но и рецензии
участников проекта на книги автора, цитаты из его книг. Вы также можете задействовать сортировку,
с помощью которой можно посмотреть самые популярные, читаемые или рецензируемые произведения
автора Ю. В. Сачков.
Введение в вероятностный мир
В 1 магазине по цене
275
Вопросы и развитие / Изд
В 2 магазинах по цене
от 375
до 719
Научный метод. Вопросы и развитие
В 1 магазине по цене
353
Теория познания и современная физика
В 1 магазине по цене
189
Введение в геометрическую теорию управления
В 3 магазинах по цене
от 609
до 915
Наиболее популярные темы в книгах автора Ю. Сачков
Здесь представлены темы, наиболее часто упоминаемые в книгах этого автора
и интересные пользователям проекта.
— букинистика
— основы философии
— философия
— общие работы
